Более 2,5 миллионов школьников стали участниками всероссийского проекта — «Урок цифры» по квантовым технологиям от «Росатома».
Новости

Взрослые также включились в квантовый урок: более 30 000 учителей и родителей школьников также прошли задания интерактивного тренажёра.
Госкорпорация «Росатом» подвела итоги масштабного образовательного проекта «Урок цифры», посвящённого квантовым вычислениям и материалам будущего. За три недели — с 8 по 28 апреля — интерактивные занятия охватили школьников, педагогов и родителей во всех регионах страны. Участниками урока стали свыше 2,5 миллионов учащихся. Образовательный проект проводился совместно с АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минпросвещения и Минцифры России в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой трансформации» национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», а также национальной цели «Технологическое лидерство».
По оценкам организаторов, совокупно за четыре года проведения «квантового» Урока, школьники прошли его задания более одиннадцати миллионов раз. Предыдущие «Уроки цифры» знакомили ребят с основами квантовых вычислений, применением квантовых компьютеров в медицине и городской инфраструктуре, в этом году акцент сместился на междисциплинарность — ключевую тенденцию глобального технологического прогресса.
В рамках урока этого года «Квантовые вычисления и материалы будущего», участники проходили специальный тренажёр, в котором каждый уровень сложности представлял собой виртуальную лабораторию, где школьники проводили эксперименты и решали практические задачи, связанные с квантовыми вычислениями и материаловедением. Среди задач - исследование спецодежды для пожарных, изучение строения кораблей и свойств материалов, создание материалов для использования в космосе.
Важным элементом урока стали открытые «Уроки цифры» с молодыми учёными Росатома. В Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иннополисе, Санкт-Петербурге, Красноярске, Челябинске и других городах эксперты квантового и композитного направлений рассказывали о прорывных разработках и карьерных возможностях в высокотехнологичных отраслях. Ребята узнали, как стать частью научного сообщества, какие вузы готовят специалистов для работы с материалами нового поколения и квантовыми системами, а также почему учёные и инженеры сегодня становятся драйверами инноваций.
Популяризация квантовых технологий среди школьников и студентов с целью дальнейшего формирования кадрового резерва квантовой индустрии — одна из ключевых задач Госкорпорации «Росатом» в рамках реализации дорожной карты «Квантовые вычисления» на период до 2030 года.
”Урок цифры” Росатома — это не просто способ познакомить школьников с эрой квантовых технологий, которая, мы верим, грядет в скором будущем. Это точка притяжения для талантливых, увлеченных будущим ребят, мечтающих жить в технологически развитой стране, расширять границы российской науки. В Росатоме мы создаём технологии завтрашнего дня и готовы поддерживать школьников на всех этапах: от первого интереса к знаниям до профессионального становления. Наша цель — передать молодёжи эстафету «мечты о будущем», ту самую, что формирует ДНК «Росатома» как корпорации инноваций. Урок доказал свою эффективность: тематика квантов объединила миллионы ребят, которые неравнодушны к миру высоких технологий.
Екатерина Солнцева, Директор по квантовым технологиям Госкорпорации «Росатом»
Квантовые технологии — это одно из самых многообещающих направлений науки. Кванты найдут применение в медицине, строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях. Свыше 2,5 миллионов школьников уже познакомились с материалами »Урока цифры» от Росатома. Такой высокий интерес школьников доказывает, что эта сложная, но увлекательная и перспективная тема вызывает живой отклик. Уверен, что учащиеся расширили свои горизонты в области перспективных профессий, а в будущем – станут высококлассными специалистами в этой сфере.
Сергей Плуготаренко, Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»
Госкорпорация «Росатом» – глобальный технологический многопрофильный холдинг, объединяющий активы в энергетике, машиностроении, строительстве. Включает в себя более 450 предприятий и организаций, в которых работает около 420 тыс. человек. С 2020 года «Росатом» отвечает за реализацию дорожной карты (ДК) по развитию высокотехнологичной области «Квантовые вычисления». Паритетно с государством Госкорпорация вкладывает собственные внебюджетные средства в реализацию дорожной карты: общий объем финансирования на 2020-2024 годы составил 24 миллиарда рублей, из которых 12 млрд было вложено «Росатомом». Важной задачей ДК стало создание российского квантового компьютера - проект реализуется научными коллективами Российского квантового центра (РКЦ), Физического института имени Лебедева РАН (ФИАН), МГУ имени М.В. Ломоносова, Университета МИСИС, МФТИ и других ведущих научных центров. В 2024 году в рамках ДК был создан российский 50-кубитный квантовый компьютер на ионах (учеными ФИАН и РКЦ), а также прототип 50-кубитного квантового вычислителя на одиночных нейтральных атомах рубидия (учеными МГУ и РКЦ). В целом Россия, наряду с США и Китаем, находится в числе трех стран-лидеров, создавших квантовые компьютеры на всех четырех платформах, которые считаются в мире приоритетными в качестве основы для квантовых вычислителей - сверхпроводники, ионы, нейтральные атомы и фотоны. Важным результатом реализации квантовой ДК является создание уникального коллектива ученых и инженеров, в который входят более 1000 специалистов, включая порядка 600 ученых. Создание квантовых вычислителей сопровождается формированием в России системы квантового образования, которая охватывает среднее и высшее профессиональное образование, а также усилия по переподготовке учительского состава. Реализация дорожной карты по квантовым вычислениям на 2025-2030 гг. будет нацелена на достижение качественных эффектов развития квантовых технологий в России. Главное в этом направлении – овладение практикой промышленного использования квантовых технологий.
Проект «Урок цифры» реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой трансформации» национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», а также национальной цели «Технологическое лидерство». Занятия на тематических тренажёрах проекта проводятся в виде увлекательных онлайн-игр для трёх возрастных групп: учащихся младшей, средней и старшей школы. Методические материалы уроков остаются в доступе на сайте проекта и охватывают широкий круг тематик: алгоритмы, кодирование, командная разработка, безопасность в Интернете, управление проектами, искусственный интеллект, машинное обучение, персональные помощники, сети и облачные технологии, большие данные, беспилотный транспорт, нейросети и коммуникации, приватность в цифровом мире. Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнёрами проекта в 2024/25 учебном году выступают «Росатом», «Лаборатория Касперского», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», фирма «1С», компании Яндекс, VK, «Группа Астра», Авито.